Войти   Регистрация

Еще пахать и пахать. <Засечный рубеж> № 22 июнь 2003 года.



Посевные площади в Тульской области могут сократиться на 46 000 гектаров

Путнику, следующему по дорогам нашей губернии, всё чаще встречается одна и та же неприглядная картина: на юге поля, заросшие дурнотравьем, а на севере -молодой берёзовой порослью. Это брошенные угодья, выведенные из сельскохозяйственного оборота. В наступившем году таких полей может стать больше на 46 000 гектаров. Именно на столько отстают аграрники от контрольных цифр посевной минувшего года. Прошлогодний урожай для крестьян обернулся несчастьем. Избыток зерна сбил цену на хлеб, деревня осталась без денег. К весне средств не осталось даже на покупку удобрений: две трети полей идут под засев неудобренными. Острый финансовый дефицит привёл к тому, что площади под ранними зерновыми сокращаются на одну пятую, а под силосной кукурузой — на четверть. Минимальные потери посевных площадей удалось допустить в Ефремовском, Щёкинском, Кимовском районах. Наиболее драматическая ситуация сложилась в Ясногорске, Черни, Белёве.

Прокомментировать положение в Ленинском районе мы попросили руководителя районного АПК Вячеслава Дмитриевича Кузьмичёва:

«Те хозяйства, что занимаются овощами, сокращения посевных площадей не допускают. Хуже обстоят дела у хлеборобов. Внести удобрения сумели только восемь ^ хозяйств из восемнадцати, общий объём внесённых удобрений — 33 % к плану. Справляются с заданиями только самые сильные хозяйства: «Прилепский конезавод», «Тульский плодопитомник»(Богучарово), Тульская птицефабрика, СПК «Приупский». Самая плохая обстановка на птицефабрике «Рассвет». Прежде это хозяйство занимало 400 гектаров под фуражное зерно. Сейчас новые хозяева птицефабрики используют только привозные корма из Курска, а на нашей земле ничего не сеют, земля пустует.

Другие рады бы сеять, да некому. В Торхово, например, остался один-единственный механизатор. Все ушли работать в город: кто в строительство, кто в ЖКХ. В деревне механизатор в разгар работ зарабатывает пять-шесть тысяч в месяц, а в остальное время года — гроши. А в городе каждый месяц получаешь пять-шесть тысяч, да ещё выходные имеешь. Из удалённых районов — Куркино, Каменка — механизаторам уйти некуда, волей-неволей работают на земле. А у нас вот она Тула, под боком. Кадровый кризис хозяйства преодолевают кто как может: нанимают приезжих — чувашей, молдован, дагестанцев… а вот финансовый кризис преодолеть труднее, со стороны денег не привезёшь.»

Но главная проблема хлебороба не в том, что год сложился неудачный, не в том, что конъюнктура рынка подвела и не в том, что областная власть не сумела вовремя подкинуть удобрений и горючего в кредит.

Главная беда — убыточность зернового производства в центральной России. Вложишь в тонну ячменя две тысячи рублей, а продать не сумеешь и за полторы тысячи. Поддерживать размеры посевных площадей при такой арифметике — сплошное разорение. Вот и сокращается площадь посева, хотя крестьянская душа болит о каждом брошенном гектаре.

В Ленинском районе, как и в большинстве районов области, пытаются найти выход в изменении структуры сельхозугодий. Вместо зерновых всё больше внимания уделяется кормовым культурам, — молочное животноводство последние три года способно приносить прибыль. Так, 1477 гектар планируется занять под многолетние и однолетние травы, и этот план, судя по ходу полевых работ, будет выполнен. А внутри сокращающегося зернового клина всё большую роль будут играть озимые культуры, дающие относительно стабильный финансовый результат. Там, где поля удалось удобрить и засеять, зерновые развиваются нормально. Несмотря на сухой май, снежная зима и поздняя весна накопили достаточно влаги в почве. Значит, есть надежда на неплохой урожай. Хотя по нынешним временам, по конъюнктурной логике рынка, неизвестно что лучше — урожай или недород. Ведь в последнем случае поползут в верх цены, и усилия земледельцев могут окупиться в финансовом выражении. Такой мир кривых зеркал создан реформаторами в деревне: то, что веками считалось бедствием, может обернуться выгодой. Правда, выгода эта такая же безрадостная, как зеленеющий берёзовый молодняк в тех местах, где раньше наливалась пшеница.

Кирилл САРЫЧЕВ.

10240cookie-checkЕще пахать и пахать. <Засечный рубеж> № 22 июнь 2003 года.
 

Добавить комментарий