Размышления над письмом из Тульской области
…получил письмо из Тульской области. Писала Валентина Гойденко, любительница-пушкинистка, отмеченная вниманием и наградами профессионалов этого направления в духовной сфере человеческой деятельности.
Перехожу к письму, излагаю его в сокращении:
Не стану просвещать тебя, Сергей Анатольевич, что значит «для сердца русского» Василий Андреевич Жуковский. Напомню только, он родился в селе Мишенское, за Окой, если смотреть с высокого берега в Белёве. В усадьбе настоящего своего отца Бунина (один из предков писателя И.А. Бунина) он провёл свои детские и юношеские годы, здесь истоки его творчества, сюда он наезжал, будучи известным поэтом. Усадьба в Мишенском была разрушена в годы Великой Отечественной войны, до сих пор не восстановлена. Представляешь, в России нет ни одного музея Жуковского, а ведь его произведения включены в школьную программу, имя его на улицах городов. Откликнись, дорогой друг, на боль души паломницы-пушкинистки, вызванной посещением Белёва.
Поехали с дочерью и внуком на своей машине. Путь пролегал так, что сначала заехали в Мишенское. Боже! Передать невозможно картину запустения! Но ты, писатель, представишь воочию. На месте усадьбы, где родился этот Великий человек, над порослью высокой травы, между бетонными плитками площадки, возвышается… нет, торчит, как перст, грозящий нам, бездушным потомкам, стела из коричневого мрамора. Немой вопрос исходит от неё: Забыли?
Слева от стелы остатки от дощатой сцены. Видимо, след мероприятий (для «галочки», похоже) с 2013 года. А справа — заброшенный сад. Плитчатая дорожка, заросшая травой по стыкам и в трещинах, приводит нас к братской могиле воинов ВОВ. Внутри оградки у памятника трава по пояс, но два синтетических веночка говорят о том, что здесь их повесили не так давно (думаю), к 9 мая. Отметились живые, и тоже забыли. Как обычно, «мы не любопытны», вздыхал Пушкин, мы истории своей знать не хотим. Вокруг — ни живой души. Нет, одна появилась из лесу — ласковая лошадка. Видимо, и ей нечасто попадаются здесь люди, всё пыталась поближе познакомиться, суя мокрую мордашку внутрь автомобильного салона.
Расстроенные увиденным, едем через реку в Белёв, надеясь усладиться видами старинного города. Как бы не так! Разогнались!
Даже центральные улицы оказались в таком небрежении, будто со времён татаро-монгольского нашествия ни простые обыватели, ни городские власти и палец о палец не ударили, чтобы порушенное как-то восстановить, подпереть, замазать. Здания – будто туши со зверски содранными шкурами: пятна серой штукатурки, между ними торчит изгрызанный непогодой кирпич. Ржавая жесть, груды мусора, тротуары и проезжая часть – одно целое. И это в центральном регионе страны! Не верится? Посмотри на позорную халупу (другого слова не нашла), приютилась редакция газеты «Белёвская правда«. Впечатляет? И на другие фотографии городского пейзажа посмотри. Ещё не сплошная руина, но кандидат в числе первых.
Ладно, закрыли глаза на эти безобразия. Надо отвлечься созерцанием прекрасного. Мы знаем, что в городе есть места, связанные с именем Василия Андреевича и его любимого лицеиста. Уж там-то, надеялись мы, найдём островки благодарной памяти потомков.
Вначале находим известный нам по картинкам в Интернете бюст Пушкина. Он установлен на главной улице города, носящей имя Карла Маркса, который и не ведал о существовании Белёва. А вот Пушкин, видимо, «ехал в сторону Орла» по ней. Поэт Валерий Ходулин подтверждает:
Златоглавые церквушки,
Колокольни, купола.
По Белёву едет Пушкин,
Едет в сторону Орла…
Крестят вслед его старушки,
И звонят колокола.
По Белёву едет Пушкин,
Едет в сторону Орла.
…Продолжу стихотворение позже. Сейчас Пушкин вышел из коляски, взобрался на постамент и как бы просит оттуда прощения за свой непрезентабельный вид. Действительно, тротуарная плитка вокруг постамента местами продавлена в землю. Бетонные ступени к площадке выкрошились, торчит металлическая арматура. Осторожно, паломники, лбы расшибёте! Один из двух фонарей разбит. А цветочные газоны предоставлены траве. Выросшая скошена, на месте сохнет, и сквозь неё пробивается новая поросль. А что – оригинально! Заготовка сена без выезда за околицу города. Нигде такого мы не видели.
Александр Сергеевич с завистью поглядывает через дорогу на ухоженный, без единого изъяна гипермаркет «Магнит». Заглянул бы за его стеклянные двери, да боязно спускаться по бывшим ступенькам.
Ради справедливости отмечу, что больше повезло бюсту В.А. Жуковского на Площади Революции. С радостью подтверждаю: его состояние можно назвать удовлетворительным. Молодцы, белёвцы, ведь могут, если захотят! Хочется надеяться, что к 300-летию Пушкина (2099 год) его бюсту на улице Карла Маркса тоже повезёт. Правда, если сам Белёв не превратится в сплошную руину имени газеты «Белёвская правда».
И мы здесь, в так называемом сквере Жуковского на одноименной улице. На этом месте стоял дом, в котором некоторое время проживал поэт и построенный по его эскизам. Дом этот «унесла медленная Лета». Сейчас на его месте находятся местами выкрошенная бетонная стела в бетонном кольце, побелённые то ли известью, то ли мелом. Рядом с этим монументальным сооружением (в подтверждение названия «сквер») у металлической изгороди на бетонном основании стоят две облезлые деревянные скамьи, под которыми неубранный, видимо с начала тёплого времени года, живописный, разнообразный по составным частям, пёстрый и пахучий мусор. О, Русь! – воскликнул Пушкин, начиная свой роман в стихах.
Видимо, это живописное оформление исторического места благодарной России, подвигло отцов «Белёвского отделения Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса» разместиться в соседнем здании. Хочется надеяться, что учащиеся и преподаватели этого учебного заведения догадаются своими силами поддерживать порядок в сквере. Но надеемся с трудом. Здание колледжа, правда, само нуждается снаружи в косметическом ремонте. До Жуковского ли бедным студентам и преподавателям!
К концу экскурсии по Белёву мы выискивали, что бы могло порадовать наши глаза. И нашли-таки. Например, городской сквер Памяти с Вечным огнём, зажжённым в 2014 году. А также Храм Троицы Живоначальной на городском кладбище!
Но после осмотра памятных литературных мест, после впечатления от запущенных улиц древнего города Руси, подарившего нам Жуковского, без которого, как сказал В.Г. Белинский:«…не было бы Пушкина…», маленькие радости не могли излечить большого разочарования. А «на десерт» мы упёрлись лбами в закрытые двери художественно-краеведческого музея. Ведь было воскресенье, в музее — выходной день! Тоже оригинально: добро пожаловать, когда нас нет.
Письмо Валентины Гойденко, наполненное болью и, местами, горькой иронией, не даёт мне основания утверждать, что славный град России Белёв, ровесник Москвы, — движется во времени в состояние сплошной руины. Хотя несколько десятков фотографий именно эту мысль подтверждает.
Полная версия: Сергей Сокуров, «Русский Лад»
Пылёв. Такой Пылёв…
На какие такие налоги Белеву и ему подобным городишкам развиваться? С пастилы? Не смешите. Все производства позакрывали за «не рыночностью». Тем самым приговор большинству малых городов и подписали.
С этими «жемчужинами» долго мы будем туристические кластеры создавать. Так вокруг Ясной Поляны с Тулой всё и продолжит крутиться.
Средняя заплата в администрации города Белева аж 18 000 рублей.
вопросы излишни — какая оплата — такая работа.
по другому не бывает.
Может Белёву отделиться от РФ, бюджет то муниципальный от федерального отделили, может кто с хорошим кошельком и подберёт новую республику и дениг в неё проинвестирует. А вообще то это уже не смешно, когда государство забывает о своих территориях и ответственностью перед ними.
В предверии выборов в 2016 году , будем рассматривать вопрос о проведении референдума о выходе из состава России. А чё крым отделился от украины, а мы чем хуже. Думаем что кто нибудь признает, а за розмещение базы нато и бабло папрёт.
Вымирает глубинка. Не очень медленно и очень верно.
Везде не лучше