Вчера в России отметили День шахтера. Праздник, который для Тульской области полвека назад был одним из самых главных. Когда-то в регионе было около полутора сотен шахт, четыре разреза, здесь трудилось около 50 тысяч человек и добывалось до 22 млн тонн угля в год. Мы входили в число десяти крупнейших угольных бассейнов страны. Сегодня по всем этим показателям – ноль. В конце 90-х годов ХХ века Тула перестала быть центром Подмосковного угольного бассейна. Его также больше нет…
Вины нынешних властей в том нет. Уничтожение угольной отрасли России велось «младореформаторами» начала-середины 90-х годов под диктовку заокеанских советников. В ряде регионов (Кузбасс, Полярный Урал и др.) отрасль удалось сохранить и даже восстановить. У нас – несмотря на яростное сопротивление тогдашнего губернатора Василия Стародубцева (он сам в прошлом был шахтером) — уничтожение было тотальным. Все карьеры и шахты остановили, большинство подземных выработок – прекратив откачку воды — затопили вместе с оборудованием. На произвол судьбы были брошены более 40 тысяч работников отрасли, в запустение пришли многие десятки шахтерских поселков и городов. Проблемы по ним (система ЖКХ, отсутствие работы и т.п.) до сих пор решают местные власти. Но большинство молодого населения оттуда уехали на заработки в Тулу и Москву.
Единственное крупное горное предприятие в Тульской области сегодня – шахта немецкой компании «Кнауф» в Новомосковске по добыче и переработке гипса. Она – крупнейшая в Европейской части России, третья по объему добычи в мире, имеет единственную и уникальную систему доставки гипсового камня на поверхность с глубины в 120 метров. В выработке пробиты сотни «ходов» размером 11 на 12 метров, общая длина штреков – свыше 700 км. Оборудование – уникальное, производства Германии, ЮАР. Импортозамещение здесь невозможно, потому что еще такое оборудования выпускают только в США и Австралии. Предприятие работает вот уже 20 лет. Работает прибыльно, платит налоги, оказывает спонсорскую помощь городу в области образования, культуры, здравоохранения. Право на аренду месторождения у компании – еще на 30 лет.
В нашей области есть также несколько компаний, занимающихся добычей известняка и песка, их сотрудников можно отнести к горнякам. Но влияние этих предприятий на экономику региона – минимально. Наконец, в Новомосковске есть специальный отряд горноспасателей – один из лучших в России. Всего же горняками себя сегодня могут считать около двух тысяч туляков.
Оригинал материала: «Бизнес 71»
Мы не Германия и не Польша, нам добывать и использовать свой бурый уголь ни к чему.
Нету больше Подмосковсного угольного бассейна