О создателе частного музея мототехники Леонида Зякина писали много. Но на днях его коллекция пополнилась еще одним необычайно редким экспонатом…
Мотофанат
Тульский коллекционер увлекается мотоциклами всю жизнь. С 17 лет он работал на Туламашзаводе на сборке моторов для мотороллера и увлекался мотогонками. Даже пересев в свое время в автомобиль, Леонид Павлович увлечения мотоциклами не бросил. Почти сорок лет назад у Зякина появился первый раритет — мотоцикл MSU 1939-го года — подарок ветерана войны.
В минувшем году коллекционер официально открыл свой музей «Мото-Авто-арт», представив на всеобщее обозрение более 260 моделей мотоциклов и мотороллеров — ирбитские «Уралы», киевские «Днепры», «Ковровцы», БМВ, ДКВ, «Восходы», «Явы» и «Чизеты», тульские мотороллеры…
Таких коллекций, как у Зякина, в России больше нет. 24 июня 2015 года коллекционер был удостоен премии правительства Тульской области в области туризма «за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад и социальную активность».
Фраза «многолетний добросовестный труд» мало что объясняет. 260 восстановленных машин, на каждую из которых потрачено от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда — вот что это значит!
— Бак этого мотоцикла я нашел в Минеральных Водах, рама пришла из Ирбита, крылья — из Питера, оттуда же пришли и дуги безопасности,— рассказывает коллекционер о гордости своей коллекции, первом советском мотоцикле «Красный Октябрь».— С этой машины началась эра серийного выпуска мотоциклов в СССР. В 1931 году на ленинградском заводе «Красный Октябрь» (самом передовом советском предприятии) была создана копия немецкого DKW Luxus-300. Его назвали Л-300. Позже этот мотоцикл стали собирать и на Ижевском заводе под маркой ИЖ-7. Этот, как видите по марке, из того, первого поколения. Четыре года его восстанавливал, но получился настоящий шедевр! И знаете, назвать его копией язык не поворачивается. Да, наши инженеры его копировали, но при этом каждый узел, каждая деталь были изменены: приспособили под отечественное производство.
Мотоцикл системы Токарева
Леонид Зякин изучает историю мотоциклетного производства — без этого невозможно заниматься реставрацией двухколесных машин. Работа вместе с историками, искателями и краеведами преподносит множество сюрпризов и открытий. Например, очень редкое колесо повышенной проходимости для мотоцикла R 72 нашли в Смоленской области. Резина благодаря песчаной почве отлично сохранилась, и теперь советский мотоцикл выпуска 1944 года — гордость военной коллекции Зякина.
— Первый мотоцикл в России появился в 1898 году,— рассказывает Леонид Павлович.— А в Туле мотоцикл и того позже, зато это был один из первых «харлеев». Об этом мне рассказывали ветераны мотоспорта, которым удалось на нем прокатиться. Последние сведения об этой машине относятся к 1960-м годам.
Первый известный тульский мотоциклист — Николай Федорович Токарев — сын легендарного создателя пистолета ТТ. Николай был достоин своего отца, он — конструктор первых советских зенитных установок, многое усовершенствовал в охотничьих ружьях, а еще он изобрел первый лодочный мотор!
Токарев-младший мечтал изобрести мотоцикл собственной конструкции. Зарплату чертежника — он работал в КБ своего отца — Николай тратил на покупку инструмента и деталей, а все вечера напролет трудился над созданием двухколесной машины, которую вскоре сам испытал. Оставалось проверить ее в деле. И случай вскоре представился: в 1927 году Токарева включили в состав команды мотопробега «Москва — Париж — Москва»… К финишу пришел только экипаж Николая Токарева! Заграничные «харлеи» и БМВ российских дорог не выдержали. Представители знаменитой мотоциклетной фирмы «Харлей-Дэвидсон» были ошарашены, узнав, что поршни, сделанные руками русского парня-оружейника, в десять раз прочнее американских фирменных!
Ископаемый «Харлей»
Заполучить в свою коллекцию «Харлей-Дэвидсон» мечтает каждый коллекционер, и Анатолий Зякин — не исключение, он давно хотел найти такой мотоцикл. Разговорив пару пожилых мотоциклистов, выяснил, что в Туле есть «Харлей» времен Великой Отечественной.
— Вспомнили ветераны только сам факт: где-то видели,— рассказывает Зякин.— А где именно видели,— загадка… Только на днях появилась конкретная информация: есть сын ветерана войны, живет в частном доме на окраине Тулы на улице Плеханова. Мы с помощниками разыскали этот дом. Сыну ветерана — 84 года. Отец его прошел всю войну и расписался на рейхстаге. «Харлей» купил уже после войны. Нынешний хозяин согласился нам его передать только после того как узнал, что мы из музея,— он ни за что не продавал машину. «Харлей» несколько раз пытались выкрасть, но ворота сарая, где он стоял 30 лет, вросли в землю на четверть метра, и у воров ничего не вышло. Мы провозились несколько часов, снимая «культурный слой», чтобы вытащить мотоцикл из-под земли. Вытащили!
Машина в отличной комплектации — осталось снять современные поворотники, кое-что поменять, кое-что восстановить и покрасить. Месяца 3–4 на это уйдет. Это 750-кубовая версия — тот самый WLA, что поставлялся нам по ленд-лизу. Военная модель от гражданской отличалась более развитыми крыльями (не позволяли грязи скапливаться под ними), мощным задним багажником для перевозки радиостанций и перекидными сумками, которые крепились по бокам,— здесь вместо них сиденье, которое мы снимем. На переднем колесе сбоку — крепление для кожаной кобуры от пулемета Томпсона, на другой стороне — коробка для боеприпасов.
Первый мотоцикл в России появился еще до революции: на вагоностроительном заводе «Руссо-Балт» в Санкт-Петербурге собрали мотоцикл «Победа», а параллельно в Риге сделали мотоцикл «Россия», а еще был мотоцикл «Мотто Реве Дукс», сделанный на московском заводе Миллера.
— В довоенный период мотоциклы в СССР не были широко распространены. Они выпускались на четырех заводах: в Ижевске, Москве, Таганроге и Серпухове. Вообще мотоцикл был больше экзотикой, чем транспортом,— рассказывает Леонид Зякин.— Общий объем производства мотоциклов был невелик и составлял, например в 1940 году, около 6700 единиц. В Германии, для сравнения, в том же 1940 году имелось 1 860 000 мотоциклов — 147 заводов работало. За четыре года войны СССР изготовил 13 763 мотоцикла, но только «харлеев» по ленд-лизу получил 21 572 шт. Мотоцикл на войне живет около двух недель, поэтому потребность в такой технике в войсках была высокой. Если бы не военные заказы, фирма «Харлей-Дэвидсон» могла разориться.
Мотоциклы использовались для доставки писем, для контроля движения военных колонн и просто как рабочая лошадь: на R 72 можно было буксировать «сорокапятку». Мотоциклы отлично зарекомендовали себя на войне как маневренные, проходимые, неприхотливые в ремонте и экономичные. Возможно, из-за такой боевой биографии тяжелые мотоциклы в нашей стране разрешили продавать народу только в 1954 году, а до того их можно было купить только на организацию.
С экспозицией музея «Мото-Авто-арт» можно ознакомится по адресу: Тула, д. Харино, ул. Кольцевая, д. 12 (р-н п. Иншинский) Сайт: http://moto.tula.ru. Часы работы: ежедневно с 11.00 до 18.00. Выходной — понедельник.
Андрей Дремизов, «Молодой коммунар»
Фото автора
По фотографии как-то не очень понятно, есть на что смотреть в этом музее, кроме башенки, или нет.
Ржавый-при ржавый колясыч есть и гордость коллекции — буржуинский паркетник. вещь! хехе
Был я в этом музее. Впечетляет! Обязательно рекомендую посетить. А для любителей — рай!