Была у нас когда-то в доме прелюбопытнейшая вещь. Старинный русский самовар. На нём было высечено, что сделан он в Туле в 1891 году на фабрике некоего Гудкова.
Самовар тёк, для обихода уже не годился, и поэтому его поставили ко мне в комнату. Так и красовался на полке рядом с книгами, постоянно вызывая интерес гостей. Друзья всё старались вспомнить, в какой из чеховских пьес есть действие с чаепитием. Театральный реквизит? Эмоциональный акцент? Бутафория? — гадали они. Откуда же им было знать, что эта, с виду ничем не примечательная вещь — редкостная, с необычной и славной историей? Бывают же в жизни удивительные случаи…
Единственным в своём роде оказался и наш самовар, не раз на своём веку попадавший в изрядные переделки. Свидетельствовала о том военная хроника, написанная возможно остриём солдатского ножа. «Смерть фашизму!», «Воронеж 1942г.», «Белгород 1943г.», «Смоленск», «Крым 1944», «За победу!» и многое другое. Вереница слов и цифр. Одни выступали чётко, другие уже не различить было.
Поразительно, не правда ли: самовар, чья летопись уводит в прошлые века? И на знатных застольях, видно, в своё время стоял, раз серебряной плетёнкой окантован. Потом много мирных лет добрых людей чаем потчевал. До войны дожил. И даже на позицию попал. Как всё произошло , уже никогда не узнать.
Но кое-что всё-таки удалось выяснить. Тульский самовар нашли танкисты в развалинах разрушенного дома. Кто-то из бойцов почистил его и захватил с собой на фронт в качестве «трофея». В затишье между боями солдаты любили почаёвничать. Знакомое бульканье напоминало о доме… Когда хозяин — украинец погиб, самовар взял сибиряк. Потом он перешёл к ленинградцу. Случалось, фронтовики поили чаем и осиротевших, оставшихся без крова детишек, взиравших на него как на чудо. «Дяденька, налейте мне, пожалуйста, ещё чашечку из волшебного самовара», — однажды попросила девочка. Согреться, оттаять душой — не волшебство разве?
После многих перипетий на дорогах войны старинный самовар очутился в Болгарии. К нам его домой принесли заночевавшие в доме красноармейцы. Да так и оставили. Под слоем копоти и ржавчины сохранился рассказ о честной и верной службе на войне, о выполненном долге.
«Коллекционер», ВКонтакте