Молодой слесарь, немец из Пруссии, Рейнгольд Эрдман Тейле приехал в Тулу в середине 1840-х годов и занялся выделкой пуговиц, барабанов и всякой всячины. В 1870 году он открыл небольшую самоварную фабрику в 3-й части города, на Демидовской улице. Уже в 1874 году фабрика становится паровой: Тейле устанавливает шаровую машину. В 1879 году на фабрике два паровых двигателя, в 24 и 36 лошадиных сил. Основным продуктом фабрики в то время были самоварные детали, например, самоварные крышки. Встав на ноги, Рейнгольд женится на Берте Данневит (Бенвиц), уроженке Саксонии, которая служила гувернанткой в семье полковника Оружейного завода. Берта, умная, волевая женщина, стала отличной хозяйкой и помощницей мужу. В семье Тейле было 5 сыновей и рано умершая дочь. В 1879 году Рейнгольд подает прошение в департамент торговли и мануфактур на утверждение образца клейма, которое он намеревается накладывать на свои самовары. Фабрика преуспевала и приносила хороший доход. В 1883 году на ней работало 50 человек и было произведено товаров на сумму 75 000 рублей. Фабрика выпускала не только самовары разных сортов, но и другие товары: оконные и дверные петли, заслонки печные, замки, вафельные формы, утюги, гири, медное и чугунное литье.
В середине 1880-х годов фабрика Тейле сгорела дотла, не будучи застрахованной. Хозяин восстановил её, но объёмы производства цпали. По ведомости 1889 года на фабрике всего одна паровая машина в 6 лошадиных сил, годовой объём — всего 200 дюжин самоваров, продукции произведено на 15 000 рублей. Фабрика теперь принадлежит Берте Густавовне, а Рейнгольд Адольф Тейле выступает в роли управляющего. Второй пожар ещё более ухудшил положение. Кое-как отстроив фабрику после пожара, Рейнгольд продает её в 1891 году Александру Степановичу Баташеву, сам поступает управляющим к нему, но уже I892 году разрывает контракт с Баташевым и дает следующие обязательства: «…Ежели я. Тейле, сложив с себя обязанности по вышеуказанному контракту по отношению к господину Баташеву, вздумаю открыть какое-либо фабричное производство, не исключая самоварного, то лишаю себя права ни на вывеске, ни на изделиях и счетах не употреблять фирмы Александра Степановича Баташева, словом, и в каких случаях и выражениях имени, отчества, фамии его, Александра Степановича Баташева, не употреблять…»
Такая предусмотрительность со стороны Баташева оказалась далеко не лишней: уже в 1894 году Тейле открывает новую самоварную фабрику на Ново-Павшинской улице (совр, Коминтерна). Александр Степанович Баташев в этом же году фабрику на Демидовской улице (фабричный корпус с пристройками) отдаёт под устройство ночлежного дома. Новая фабрика Тейле записана на имя Берты Густавовны, временной купчихи. В 1900 году Рейнгольду Тейле пожаловано звание потомственного почётного гражданина.
После смерти отца в 1905 году трое старших братьев стали во главе семейного предприятия «Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями». Отто заведовал технической частью, Эдуард — работами, производимыми на стороне. Рудольф — коммерческой стороной дела. Под их руководством фабрика выросла, в 1908 году она занимала 3 десятины земли, использовала труд почти 500 рабочих выпускала 3000 самоваров в месяц. Среди моделей были как жаровые, так и керосиновые самовары, а также кофейники в виде самоварчиков и подносы.
Надо ли понимать, что добрые туляки пустили немчуре красного петуха?
Нет, разумеется, само загорелось. Просто совпало так. Никакой недобросовестной конкуренции. В Туле на это не способны.
Баташев осуществил недружественное поглощение тейлевского бизнеса 🙂