1709 год выдался не самым удачным для Шведской империи. После Полтавской битвы в России осталось 23000 шведских военнопленных, лишь около 4000 из них снова увидели родину. На строительство Тульского оружейного завода попало две роты — 250-300 человек.
Отношения местного населения с пленными складывались по-разному. Говорят, что шведы были большими любителями горячительных напитков и дамских прелестей. Даже сохранилась челобитная, написанная 27 декабря 1713 года некой Ириной Чепорухиной, вдовой кузнеца Оружейной слободы, стольнику Климентию Чулкову на пленного шведа:
«…У ней, вдовы, стоит уже третью неделю несмирно и говорит-де у ней, вдовы, в доме всякие срамные непристойные слова, и хочет-де её, вдову, изнасильничать, а мужеска-де полу у ней, вдовы, в доме никого нет.»
Сейчас сложно сказать, как было на самом деле… Возможно за срамные слова вдова принимала иностранную речь, а словами «хочет-де её вдову изнасильничать» пыталась устроить личную жизнь, ведь «мужеска полу в доме никого нет», а без мужчины по тем временам было очень не просто прожить. По сей день встречаются в Туле такие фамилии как Шведовы, Чудновы, Немцовы, Чухновы… Значит устраивали наши вдовушки свою судьбу с горячими иностранцами.
Так всегда бывает: кто-то приживается, а кто-то всеми правдами и неправдами стремится вернуться домой…
В 1719 году в Туле строится Оружейный двор, а в 1786-1787 годах появляется каменное здание Арсенала, куда с ТОЗа поступает готовое оружие. Металлические торсы рыцарей, которые украшают ворота завода «Арсенал» (ул. Арсенальная) по легенде были подарены шведским правительством в знак благодарности за то, что шведы, плененные россиянами, были возвращены на родину. Так это, или нет, мы не знаем, но они до сих пор на месте!Рыцари дошли до наших дней несмотря на все перипетии прошлых столетий — неоднократно перекрашенные, но непобежденные!
Да и тулячки по сей день томно вздыхают, из-под тишка поглядывая на мужественные шведские торсы. 😉
Ольга Вострикова (assol_new)