Верховный суд признал законным смещение с должности председателя 20-го апелляционного арбитражного суда Симмы Амбаловой. Причиной стала «тяжелая психологическая обстановка в суде» и конфликты с подчиненными
На отставке председателя настаивали восемь из 14 действующих судей 20-го апелляционного суда. Они утверждали, что Амбалова (на фото) создала невыносимые условия работы. Конфликт между судьями и председателем начался еще в 2013 году. Судьи жаловались, что председатель требовала составлять аналитические справки по каждому судебному спору, из-за чего им приходилось работать сверхурочно. Кроме этого, Амбалова вела скрытые аудиозаписи своих разговоров и совещаний с коллегами, закрывала свой кабинет на электронный замок, который открывался только отпечатком ее пальца, и избегала личного общения с подчиненными.
30 января Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) единогласно прекратила полномочия Амбаловой как председателя суда. Сейчас Амбалова работает в этом же суде рядовым судьей. Не согласившись с решением ВККС, она подала жалобу в Верховный суд.
Бассейн, сауна, караоке
На заседание суда Амбалова приехала лично. Ее сопровождал адвокат Владислав Резник. Они настаивали, что ВККС приняла решение в нарушение закона, когда Амбалова находилась на больничном листе. По словам отставленного председателя суда, никакого конфликта с подчиненными у нее не было, а суд под ее руководством работал хорошо. «Конфликты ухудшают показатели работы суда, а у нас показатели улучшались, — объясняла свою позицию экс-председатель. — Мы из десятки худших судов вошли в десятку лучших. Все обвинения огульны, но если я не нужна системе, я готова сама уйти».
Все разногласия с подчиненными, по словам Амбаловой, начались из-за того, что она пыталась ввести в суде дисциплину. По ее словам, когда в январе 2012 года она стала руководителем суда, обстановка была далека от рабочей — в здании был построен бассейн с сауной, также были бильярд и караоке. На территории была возведена незаконная постройка — гостиничный комплекс арбитражного апелляционного суда. При этом заседания президиума суда вообще не проводились, а коллектив работал разлаженно.
Амбалова признала, что за те три года, что она работала в суде председателем, восемь ее коллег ушли в отставку. «Но все они ушли по собственному желанию: кто-то в почетную отставку, кто-то по семейным обстоятельствам», — объясняла Амбалова. Что касается жалоб еще восьми судей, председатель настаивала на их необоснованности и просила отменить решение ВККС.
«Мы спали в суде и мылись в туалете»
Оставить решение в силе требовала представитель ВККС Светлана Филипчик. Она настаивала, что коллегия провела проверку жалоб судей и установила, что Амбалова «ненадлежащим образом исполняла административные полномочия».
ВККС выносила решение в отсутствие Амбаловой, согласилась Филипчик, добавив, что судья, хоть и представила медицинские документы, но сама в то же время появлялась на рабочем месте. «Мне пришлось приехать на работу, так как нужно было заменить судью в судебном составе, потом я поехала в больницу», — объясняла Амбалова.
По словам Филипчик, судьи жаловалась, что председатель необоснованно переводит их из гражданских коллегий в административные и наоборот, общается с ними с помощью служебных записок, личные встречи и заседания президиума записывает на диктофон, а в кабинет к себе не пускает.
«Судьи были так загружены, что ели в суде, спали в суде и мылись в туалете, — жаловался судья Михаил Дайнеко, который выступал в качестве свидетеля в Верховном суде (Ну, теперь-то баня с сауной при 20-м апелляционном заработают на всю катушку — «Bloha-Info»). — Судьи стали больше времени тратить на составление аналитических справок по делам, которые требовала Амбалова». Он говорил, что от работы над бумагами качество их работы не улучшалось. (Дайнеко тот ещё свидетель. См. «На что существует судья Дайнеко?» и «Судья Дайнеко выходит в кэш» — «Bloha-Info»)
«Я требовала только, чтобы судьи изучали судебную практику», — возражала Амбалова. Но о тяжелом графике работы рассказывал и руководитель секретариата суда Александр Автомонов. По его словам, он приходил в суд к восьми утра и в лучшем случае уходил с домой в восемь-девять вечера.
Заседание суда заняло шесть с половиной часов. Еще двадцать минут потребовалось судье Николаю Романенкову, чтобы принять решение. Выйдя в зал, он сообщил, что отклоняет жалобу Амбаловой.
Амбалова заявила РБК, что пока не знает, будет ли она дальше добиваться отмены решения ВККС, но отметила, что вряд ли надолго останется работать рядовым судьей.
Анастасия Михайлова, РБК
Сейчас кресло Симмы Амбаловой занимает Евгений Мордасов
Должны же судьи стресс снимать. Решение вопросов, заносы, кляузы. Нервная работа.
И эти люди вершат торжество закона и где-то его олицетворяют. Даже не серпентарий, а банальный гадюшник.
По чем нынче место в 20-м суде?
Задорого!