Об одном тульском погосте
Сегодня это тульское кладбище привлекает внимание евреев всего мира. Его превращают в музей. О нём, о его истории нашим читателям рассказывает составитель, главный редактор и соавтор пятитомника «Тени старинного кладбища» Михаил Майоров.
Исследователь и писатель говорит, что его внимание к провинциальному кладбищу связано с захоронением здесь большого количества талантливых, образованных, неординарных личностей, с одной стороны, и художественно-исторической ценностью надгробий — с другой. В пять томов сборника вошли десятки биографий, научных исследований, каталоги, схемы, комментарии российских и заграничных специалистов.
Разные ценности
«Первое еврейское кладбище в Туле появилось на южной окраине города за городским Всехсвятским кладбищем в конце XVIII века, — рассказывает Михаил Майоров. — В середине XIX века православное Всехсвятское кладбище, открытое в 1772 году (по плану 1848 года это был квадрат размером 32х32 метра, ограждённый земляным валом), оказалось переполненным. Как писал тогда один из чиновников губернского правления, хоронить покойников на положенную глубину невозможно, так как и без того в земле много старых гробов. По окрестностям распространялся трупный запах, возникла реальная угроза эпидемии. Надо было что-то делать».
Фото: Из личного архива/ М. Майоров
Сделали. Не мудрствуя лукаво, снесли «пятачок» еврейского кладбища в пользу православных. Останки евреев сровняли с землёй, и право на их захоронения отменили.
Один таки за всех…
Большинство из 213 солдат-евреев, живших тогда в городе, служили в подвижных инвалидных ротах при оружейном заводе. Они хорошо работали, отличались дисциплинированностью и имели доступ к оружию. Многие историки считают это одной из причин отсутствия в Туле антисемитизма.
Когда кладбище закрыли, евреи завалили обращениями воинское начальство. В итоге «еврейское занудство» вынудило заводского архитектора отвести место для «кладбища нижних чинов Еврейского закона» за Чулковской слободой.Фото: Из личного архива/ М. Майоров
К сожалению, сохранилось лишь полсотни надгробий. Многие могилы разграблены, некоторые вещи из них до сих пор находят в разных концах кладбища. Но бывает намного хуже. Например, в Белёве состояние еврейского кладбища настолько ужасно, что его нельзя сравнить даже с помойкой…
Ядром тульского некрополя являются участки семейства Зафренов. В XIX веке уроженец Ковеля тульский раввин Меер Зафрен по принуждению служил в инвалидной роте, но уже там стал «заколачивать деньгу». Женился на чистокровной еврейке на два года старше себя. Когда ему исполнилось 19 лет, супруга родила ему сына. Буквально за пятнадцать лет Меер построил крепкий бизнес и обратил его весь на пользу Туле.Фото: Из личного архива/ М. Майоров
Зафрен был известным меценатом, крупным общественником. Он подарил городу здание будущей средней школы № 1 в Заречье. На богослужениях ему, первому раввину, стелили на улице бархатную дорожку.
Кстати, евреям обязана не только школа № 1. В Туле их деятельность на рубеже XIX — ХХ веков поражает энергией и результатами. Открыли первый кинематограф, привозили зверинец, замостили Епифанский мост (так называемый Демидовский), обустроили первое освещение улиц, сдавали жильё по не самым жёстким ценам и много раз выручали попавших в финансовую яму тульских купчиков, предки которых — Добрынины и Красноглазовы — снесли первое еврейское кладбище…
Людей, носивших фамилии Атлас, Басин, Берлин, Бронштейн, Букштам, Вайнер, Ванников, Гец, Гутнер, Злотников, Иоффе, Кац, Курковский, Лейтейзен, Михайловский, Мунк, Ройзен, Стекольников, Стольцер, Тейтельбаум, Теплицкая, Финкельштейн, Шейнин, Шнейдерман, туляки должны знать. Это лучшие врачи, учителя, музыканты, раввины, фотографы, строители, военачальники, конструкторы, администраторы, пивовары, погребённые здесь и на Мыльной горе…
Без названия
У еврейского кладбища пока нет официального названия. Зато из закрытых тульских некрополей его состояние наилучшее. Восстанавливаются памятники, ограды, дорожки, повешены прекрасные ворота с калиткой. Создан электронный каталог имён и объектов, ведётся архивная работа по всем направлениям, связанным с историей этого места.
Исторический материал — то есть сбитая или разбитая табличка, декоративные металлические элементы, которым нет цены, — делался в основном в еврейских кузницах или на оружейном заводе. Еврейские ограды в большинстве кованые, литых мало, а деревянных нет совсем. По ценности они приравниваются к памятникам. По инициативе семьи Саневичей и р. Ариэля сброшенные надгробия реставрируются с 2004 года. Сегодня здесь установлены мощные ворота и система видеонаблюдения».
В Туле есть две еврейские общины. Но восстановлением кладбища занимается Тульский еврейский благотворительный центр «Хасдей Нешама».
Единодушие людей и энергичность проводимых работ должны обернуться позитивным результатом. Тогда все интересующиеся историей смогут посетить некрополь уже как музей под открытым небом.
Влад Королев, «АиФ — Тула»
Опять разжигаете.
Ага
Конечно нет антисемитизма. Помним надписи на стенах: Голосуем за Рабиновича! И ведь прокатывало.
Ну и что?
Среди некоторой части туляков ходят упорные слухи, что Левша вроде тоже был евреем (Левшин или Левшинович, или даже Лев Шам, короче как-то так). Утверждают, что он был потомственным часовщиком, но это доподлинно не известно. За одну ночь из самых крохотных часовых деталей собрал прототип англицкой блохи, чтобы тайно подменить прототип на настоящую британскую блоху и оставить английских снобов «с носом». Но, что-то не срослось, блоха Левши отказывалась правильно работать. Тогда он он придумал хитрый ход — подковать блоху. Англичане так и не заметили подвоха. Потом, уже в Европе, Левша вероятно из-за финансовых затруднений настоящую англицкую блоху тайно продал. Только вот с деньгами его обманули. От финансовых потрясений Левша запил.
Некоторые английские ученые утверждают, что следы настоящей блохи теряются где-то в Штатах.
аглицкой, елы-палы, а не аНглицкой. После этого нет вашей легенде доверия
очепатка
Конечно же аглицкой! Да, да очепятка!
То есть опечатка!