4 января 2015 года. Сей день ознаменовался тем, что я прибыла в славный город Тулу.
Встречали меня здесь мои давние тви-друзья: @Aksinya_T и @KonstAntropoff Им была я рада даже больше, чем самой Туле).
Как любителя (но не знатока) холодного оружия меня поселили на улице Оружейной… Хм, а есть ли в Туле улица Самоварная и Пряничный переулок?..
Друзья сказали, что улица Оружейная — это почти центр города. Этот «почти центр» мне очень напомнил кусочек Советского района моего славного города — район ул. Космонавтов и ул. Домостроителей.
Отдохнув и освоившись в моём пристанище, напившись чаю из кастрюли (ибо чайника в пристанище не имелось), я была готова к осмотру Тульских достопримечательностей.
Гидом по Туле был выбран Ксюшин термос, ибо он всё в Туле уже знал. Ну это я так думала. Ещё я думала, что он не такой вредный. А вредный он, потому что отказался вести нас в Ясную Поляну, мол, ему лень и он там стопицот раз и вообще летом ему там интересней! Вопреки термосу в Ясную Поляну мы поехали. Ну филолог я или где?
По пути в усадьбу Толстого я поняла, что Тула — город маленький. От центра до места назначения оказалось всего 20 минут езды на маршрутке, и это уже «загород». Хотя от самой остановки непосредственно до дома Л. Н. Толстого ещё минут 20-30 пешком.
Как-то наспех с Ксюшей (если ковыляние и скольжение по зимней дороге можно вообще обозначить словом «наспех») пробежали мы сады усадьбы, похихикав над памятником вождю-раскольнику (фото данного памятника было стёрто планшетом, т. к. планшет был в сговоре с термосом), и как-то сразу прискакали в дом Льва Николаевича. Как же там уютно! Я бы там жила! Знаете почему? Потому что там пахнет домом моей бабушки! Это запах мастики, печей и старых книг. И ещё чего-то такого, что улавливается в доме каждой бабушки.
Гид мне не понравилась. Мне всё время хотелось её подколоть. Но плевать на гида!. Мне понравился сам дом! Там абсолютно не музейная атмосфера, там так тепло, по-домашнему, уютно. И присутствие духов ощущается кожей. Так и кажется, что сейчас в зеркале увидим силуэт Софьи Андреевны, а в кабинете застанем Льва Николаевича, пишущего очередной бессмертный роман. Есть даже такая легенда: если в гостиной, где обычно семья трапезничала, сейчас переставить предметы, то около полуночи можно услышать звон связки ключей хозяйки дома, а после полуночи все предметы окажутся на своих местах. Побывав в усадьбе в эту легенду легко поверить. А когда слушаешь на диктофоне запись голоса Толстого, то веришь в его присутствие ещё больше. Он не ушёл, он просто вышел погулять…
А мы с Ксюшей сами пошли искать последнее место успокоения графа — его могилу.Мне стало так грустно и обидно, когда я увидела её. Ни памятника, ни надписи, ни ограды, ни таблички — это просто холмик! Могила великого писателя… Да, говорят, что он сам так захотел, а крест ему не положен, т. к. Л. Н. Толстой — вероотступник, но всё равно очень печальное и жалкое зрелище. Хотя, это же могила.
Мы шли обратно. Сумерки спустились на бор. Тихо-тихо кругом, только снег хрустел под ногами. Горели огонёчки села. Проехали детишки на санках. 21 век. Что-то сильно изменилось? В тот миг казалось, что нет. Предметы потеряли чёткие линии в сумерках, стёрлись границы миров. В старом доме Волконских зажглись свечи — это старый граф, предок Толстого, решил почитать в кресле. Вон там, во дворе, Лев Николаевич помогает крестьянам принести поленья, чтобы затопить печи в доме. Под заснеженными яблонями софья Андреевна лепит снеговиков с детьми…Поменялись поколения, но Ясная Поляна ещё не прогнала своих хозяев в мир иной.
И спасибо Владимиру Толстому, который заботится и охраняет место памяти своего деда.