В редакцию написала тулячка Алевтина Чернецова
В соцсети twitter блогер Тамара Коурова поместила фото старинной Тулы, а именно ул.Киевской (пр.Ленина). Тут же нахлынули воспоминания о том, как жила в «монастыре» — в большом дворе в центре города, как раз рядом с пр.Ленина ( в мое время эта улица носила название Ул. Коммунаров). Итак,мы жили в «монастыре» (ранее «Успенский женский православный монастырь») на ул. Менделеевской. Вот, слева перед Морской школой (раньше и сейчас — Преображенская церковь, а во времена моего детства и юности сначала «Морской клуб», потом здание ДОСААФ) , маленький козырек ларька, где продавались и сладости для детворы, и сигареты для взрослых, рядом вход в наш большой двор. А ближе, слева, на углу ул. Менделеевской и ул.Тургеневской была «Пирожковая» ( здесь окна и дверь заложены), в которой и пирожки-то были редко, а вот наши отцы, пришедшие с войны, коротали время с кружкой пива и хамсой. Справа Кремлевский сад, но об этом позже. В центре двора — Успенский Собор.
Фото сделано немного раньше, чем я его помню. Сужу по тополям, они на этой фотографии еще маленькие. Через эти ворота в 1963 году заходила во двор тетенька с тележкой «Мороженое» и привозила черный хлеб, а мы получали его по талончикам: одну буханку на семью. А один раз выдали пакет пшеничной муки – 1 кг, еще получали гречку и манку. Продолжалось это недолго. И, ни дай Бог, было пропустить раздачу, драли ремнем как Сидорову козу. Сюда же приезжал на лошади старьевщик, кричал: «точу ножи-ножницы, точу ножи-ножницы», принимал от нас тряпье, с трудом выклянченное у матерей, и одаривал всех мячиками на резинке, надувными шариками или еще какими-либо мелочами. Все это ломалось и лопалось, как только он выезжал за ворота.
Позднее храм выглядел примерно так:
Детство неразрывно связано с этим храмом, только тогда мы и такого слова-то не знали «храм», а просто играли в «Салки», запрыгивая на окна, что — бы не засалили «на высоконьких», здесь же и кукол своих раскладывали, собирались на вечерние посиделки и пели народные (блатные) песни. А когда нас оказывалось человек 10 -15, играли в «Лапту», в «Третий лишний», в «Прятки», дабы спрятаться было где: 11 одно-двух-трех этажных корпусов, один из них вообще был деревянный — на 2 семьи, и бесчисленное множество сараев были объединены одним почтовым адресом: г.Тула, ул.Менделеевская, дом 13, только корпуса разные. В наше время в Храме был Городской архив, и мы частенько заглядывали в окна, наблюдая за женщинами, которые все время что-то резали и клеили. Хочу заметить, что всех «обитателей монастыря»: и детей, и взрослых называли монастырскими и, если, где-нибудь случались драки или хулиганские происшествия, все валили на нас. Вот такая ходила «слава», до сих пор считаю это несправедливым обвинением.
А вот так храм выглядел совсем недавно: Вот они – тополя моего детства, живы любимые. Справа – одно из зданий монастыря, а в 60-70 г.г. жилой корпус №3, рядом еще один выход из двора на ул.Тургеневскую, слева Преображенская церковь, а раньше Морской клуб. Вот к нему-то и был пристроен 3-х этажный корпус №1, где я родилась. Квартиры у нас всех были коммунальные с печным отоплением, в подъездах – деревянные лестницы. Водопровод и канализация были, но долгое время не работали, поэтому воду брали из колонки на ул.Тургеневской, а на переднем плане, извините за подробности, располагалась так называемая «помойка» и общественный туалет. Деревянное сооружение, окрашенное в белый цвет с буквами по обеим сторонам: М и Ж (мы говорили «мэ» и «жо»). Надо отдать должное нашим родителям: вокруг этих сооружений, каждый год высаживались цветы, организовывались газончики. А мужики умудрились в этой зоне поставить стол с лавочками и стучали «домино» с утра до вечера, ни для кого не было секретом: в картишки то же поигрывали.
Бабы ходили полоскать белье на берег реки Упы, под Криволученский мост, все по той же причине: не работал водопровод, но стирать старались дома, воду грели в нашем корпусе на газовой плите, в нескольких других корпусах были керосинки.
Семьи у нас были интернациональные. Русские, армяне, грузины, украинцы и евреи, в основном, жили дружно, но случались и потасовки. Иногда бабы утром ругаются до умопомрачения: то -ли кто-то воду разлил, то – ли свет не выключил, а вечером они же, вместе со своими мужьями играют в «Лото» в одной из квартир (по- очереди) до утра, да с шутками и прибаутками, а утром все дружно — на работу. Только в одной семье был телевизор. Почему-то запомнилось, как много дней смотрели фильм «Сага о Форсайтах»: кто – на диване, кто – на табуретках и стульях, а кто и на полу. На праздники «Голубой огонек» все смотрели обязательно!
В праздники на нашей улице собирались колонны демонстрантов, за час до начала прохождения колонн по ул. Коммунаров. Свободного прохода на центральную улицу не было, улицы: Тургеневская, Советская, Металлистов, Ф. Энгельса, Революции и Союзный переулок были перегорожены автобусами и грузовыми автомобилями, охранялись военными и милиционерами. Мы сновали между колоннами, покупали разные сладости, шарики и маленькие красные флажки на лотках, а когда надоедало, все-таки ухитрялись прорваться «на свободу» из оцепления. Но потом оказывалось, что там ничего для нас нового и интересного нет, и мы бежали домой веселые, усталые и голодные. А дома всем детям — пироги из каждой квартиры. Во дворе — пляски под гармошку: и «Цыганочку», и «Русского», и «Гопака», и «Лезгинку» плясали все, да как лихо…! А потом горланили песни до утра. «Катюша», «Червона рута» и «Из-за острова на стрежень» звучали одинаково звонко.
Нам, детям, патриотизма было ни занимать: чтобы постоять в Почетном карауле на площади Ленина у памятника вождю революции, мы старались учиться на «хорошо» и «отлично». Что такое пост №1не знали.
Все монастырские учились в школе № 11 (сейчас гимназия №11) на нашей же улице. Перед зданием возвышались постаменты с большими вазонами, где весной высаживали настурции и душистый табак. Здание школы никогда раньше так ярко выкрашено не было. С тыльной стороны располагался большой школьный двор со спортивной площадкой.
А это я, в 1961 г. в возрасте пяти лет, и в 1963 г. — ученица 1 -а класса средней школы №11 города Тулы , готовлюсь вступить в октябрята.
До школы идти-то было минут 5, а мы выходили за полчаса, обязательно надо было заглянуть в эти красивые ворота бывшего Дворца купца М. Лугинина ( вход в один из корпусов Тульского Государственного Педагогического университета), и набрать полные карманы каштанов, чтобы швыряться ими на перемене, или просто полазить по деревьям. Однажды нас прогоняли, и я обронила скакалку, потом мне ее отдали на педсовете в кабинете директора.
Вся наша улица состояла сплошь из купеческих домов, и мы посещали их по «жизненной необходимости».
Дело в том, что в нашей школе не было большого зала, поэтому собрания учащихся проводили или в Доме учителя (дом купца Платонова), или в Клубе КГБ (дом купца Ларионова), находившемся недалеко, в Садовом переулке. А спектакли нам доводилось смотреть в Доме просвещения, не менее красивом. В здании клуба КГБ был огромный зрительный зал, куда мы поднимались по широкой лестнице В зимние каникулы там устраивали для нас Детский утренник с вручением гостинцев и показывали детские фильмы по абонементу на 10 сеансов (на 8 утра), который выдавали в школе за 1 рубль.
До сих пор я рассказывала о зданиях, каким-то образом связанных с моим детством и расположенных справа от двора (если стоять лицом к Кремлю), с левой же стороны улицу замыкала красивейшая площадь – площадь Челюскинцев (сейчас — Крестовоздвиженская).
На этой площади мы не гуляли , а вот родители рассказывали, что частенько бегали сюда на танцы, до войны, и что здесь побывали герои-челюскинцы, отсюда и название. На заднем плане – Дворец пионеров (здание бывшей городской Думы), куда я ходила почти каждый день. Уж очень активная была, занималась в двух кружках: в танцевальном и драматическом, а еще была членом городского клуба «Факел» для активистов пионерской организации. Здесь же меня, чуть раньше, в торжественной обстановке, приняли в пионеры.
Успевали с подружками по выходным выступать перед сеансом в кинотеатре «Пионер», располагавшемся на ул. Коммунаров: читали стихи, пели песни. Я любила рекламировать громко, голос был звонкий.
Любимым местом нашего времяпрепровождения был Тульский Кремль.
Территория Кремля нам, местным девчонкам и мальчишкам, была интересна тем, что она была обширной и, имелось два выхода (входа): через Одоевские ворота, со стороны ул. Менделеевской и через Пятницкие — со стороны ул. Металлистов. Очень удобно было играть в «Казаки-разбойники», тем более, что мы свободно, через башни, могли забираться на стены, бегать по периметру, выглядывать в бойницы и чертить на стенах мелом бесконечное множество стрелок (ничего не поделаешь, такова правда жизни). Почти каждый день около Богоявленского собора старушка продавала семечки: по 5 коп – маленький стаканчик, по 10 коп — большой. Иногда ее не было, тогда мы всей ватагой тащились к ней домой, в маленький дворик на ул. Тургеневской. Под кустами акаций, высаженных в многочисленные аллеи: и по периметру, и наискось от одних ворот до других, мы собирали шампиньоны, а потом кто-нибудь из наших родителей жарил их нам с картошечкой. Ох, и здорово ж было!
Радовало мальчишек и девчонок, да и родителей, еще и то, что в Кремле располагался стадион «Зенит». Здесь было футбольное поле, на котором зимой заливали каток, волейбольная и баскетбольная площадки, беговые дорожки. За соревнованиями можно было наблюдать с открытых и крытых трибун. Ну, а без участия в вольных упражнениях я уж никак не могла обойтись.
Ну, а это первые встречи с Тульским Кремлем девчонки из «монастыря» Что там, в траве под акациями, нашла? Мама что-то говорит мне. Интересно, что?
Участвую в реставрации кремлевских стен.
А чуть позже, Тульская областная библиотека им. Ленина, находившаяся в этом прекрасном здании — памятнике архитектуры ХIХ века, сыграет немалую роль в моем воспитании . Книг было прочитано несчетное количество, некоторые из них домой нельзя было брать, читала в большом читальном зале. Сейчас здесь музей самоваров.
В Кремле мы гуляли самостоятельно, а по сложившейся в семье традиции Кремлевский сад посещали с родителями, часто с бабушкой.
Это фото сделано значительно раньше описываемых событий, но здесь хорошо видны две аллеи: правая, с лавочками, по которой мы ходили в летний кинотеатр, а позднее на детскую площадку, и левая, вдоль Кремлевской стены, по ней мы не прогуливались. Там возвышались огромные липы с черными стволами с одной стороны и почти разрушенная Кремлевская стена с другой.
На этом месте фонтана уже не было. Но была клумба с обязательными Маргаритками, Львиным зевом, Анютиными Глазками и Душистым табаком. А зимой ее заваливали снегом и устраивали снежную горку для ребятни. Мы частенько ходили сюда кататься на санках.
Хорошо помню, что садовые дорожки оранжево-красного цвета были выложены битым (очень мелко) кирпичом. Недалеко от входа в сад, справа и слева стояли стенды, где под стеклом помещались свежие газеты: «Правда», «Коммунар» и «Известия». Не видела, читал их кто-нибудь или нет, но один случай забыть не могу:
Стенды изнутри освещались простыми лампочками накаливания, в одном из них было разбито стекло и в патроне не было лампочки. Почему я засунула палец в этот патрон никому неизвестно, даже мне. Пробило током все тело, ну и, конечно, испугалась. Пожалеть было некому. Папа сказал: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Теперь запомнишь на всю жизнь!». Запомнила.
Тут же, у входа в сад, с правой стороны был Летний кинотеатр. Здесь с успехом прошла премьера фильма «Тарзан», родители были в восторге, а потом моя бабушка с удивительным постоянством брала меня с собой на просмотр индийских фильмов, содержания которых я не помню, но знаю, что оплакивала судьбу какой-нибудь бедной индианки наравне со всеми. Чуть позже кинотеатр разместили в самом конце аллеи, на месте, где ранее располагалась танцевальная площадка. А еще через некоторое время летний кинотеатр сломали и устроили детский городок:
Гимнасткой я быть не хотела, но по буму походить и на высоких качелях покататься — любила.
На заднем плане – Садовый переулок, здесь, тоже все дома купеческие. Левее, в самом конце переулка — клуб и поликлиника КГБ.
Грибки с лавочками располагались по обеим сторонам площадки, а перед входом в городок, вдоль высокого штакетника (здесь видно), стояли стенды с фотографиями пионеров-героев. Мы с подругой Нанули Замтарадзе. Очень хорошо она пела грузинские песни. Где она сейчас?
В середине сада с левой стороны была летняя эстрада: сцена, а перед ней рядов 20 лавочек. В выходной день (а он был один – воскресенье) и в праздники здесь играл духовой оркестр, и выступали артисты. Когда концерта не было, бегать по лавочкам, перепрыгивая с одной на другую, было одно удовольствие. Рядом с эстрадой — ларек с обычным набором сладостей, лимонада и сигарет. По территории сада туда-сюда прохаживались продавщицы пирожков и мороженого с большими тележками.
Так выглядит вход в Кремлевский сад сейчас, к моему сожалению, найти фотографию 60-х – 70-х годов не смогла. Мною не описана аллея кремлевского сада, по которой можно пройти к Одоевским воротам, но с этой аллеей никаких детских воспоминаний нет, кроме того, что там стоял памятник Карлу Марксу.
Наш двор расселили в 80-х годах, а корпуса сломали, теперь здесь главная площадь города Тулы — площадь Ленина.
О людях остались только положительные воспоминания, хотя случалось всякое. Дружба и милосердие, любовь к ближнему и взаимопомощь всегда были превыше всего. На весь двор был один велосипед – катались все, футбольный мяч тоже в диковину, хоккейные коньки были не у всех мальчишек, но они гоняли шайбу по очереди, да и нам давали покататься. Сегодня нам привезли дрова – все соседи у нас, мужикам – по стопке и все в порядке, завтра у соседей большая стирка, вся детвора из колонки воду носит. А, уж какой-нибудь бабульке за молоком и за хлебушком сбегать для нас, ребятни, — святое дело! Помню, однажды мне купили куклу, о которой я долго мечтала, но на следующий день меня пригласила на день рождения соседская девочка. Подарив ей самое дорогое, что у меня было, я чувствовала себя самой счастливой на свете. Критериями благополучия у «монастырских» были не особняк и дорогущий автомобиль, а любовь в семье и счастливые дети!
Вот и закончилось мое путешествие в детство. Могу только сказать, что описывать историческое значение памятников улицы Менделеевской – задачи не было, просто хотелось рассказать, как жили дети 60-70 годов прошлого столетия.
Трогательно. Хотя, конечно, длинновато…
я вааще неасилил
В Храме Божием в салки играть! Богохульники!