Перифразируя Ленина, можно сказать, что это город, хоть и далекий, но нашенский. И правда, хоть и 150 верст от губернской столицы, а все ж край Тульский. Вот только лихорадит Ефремов уже пятый год, можно сказать, беспрестанно. И вот почему.
Двойная ошибка Стародубцева
В январе 2004 года глава г.Ефремова и Ефремовского района Валерий Дробков была назначен заместителем губернатора по ЖКХ. Казалось, тогдашний руководитель области сделал правильный выбор: Дробков проявил себя как эффективный менеджер, можно сказать, антикризисный управляющий, смог «расшить» в городе и районе кризис неплатежей, сократить долги муниципалитета энергетикам, коммунальщикам, бюджетникам. Словом, старался действовать как рачительный хозяин, и его усилия не остались незамеченными областной властью.
С переходом Дробкова на повышение встал вопрос о преемственности, но единого мнения о том, кто должен возглавить Ефремов и район у местной элиты не было. Стародубцев, назначив заместителя по ЖКХ, со спокойной совестью отправился отдыхать в Барвиху, не подозревая, что в его отсутствие о своих претензиях на вакансию главы одного из крупнейших муниципальных образований области заявит молодой-да-ранний секретарь обкома КПРФ и депутат областной думы 27-летний Олег Лебедев. Расчет у парня был таков: Ефремовский район – самый «красный» в области, грех этим не воспользоваться. Хорошая команда пиарщиков-политтехнологов, грамотная организация предвыборной компании (благо опыт уже есть!) плюс некоторые финансовые вливания и успех гарантирован!
Когда «дед» вернулся из санатория, его поставили перед фактом: мол, поддержи-ка ты, Василий Александрович, Лебедева! Что значит «посоветоваться», он уже выдвинулся. Как солдат партии Стародубцев, скрепя сердце, дал «добро» на авантюру молодого соратника. О последствиях возможного избрания юного политика, не имеющего опыта не то, что управленческой, а вообще – какой-нибудь более или менее серьезной работы, руководителем территории с населением в 75 тысяч человек, включая без малого 50-тысячный райцентр, губернатора тогда предупреждали. Но партийная дисциплина возобладала над здравым смыслом.
Двое местных, один залетный
В самом Ефремове с уходом Дробкова «в область» начали вырисовываться две группировки. Одна склонялась к поддержке на выборах главы города и района Сергея Пономарева, уже имевшего опыт руководства местным исполкомом в ранге первого заместителя главы муниципального образования, ныне уже покойного Анатолия Клесарева. Пономарев, кроме поддержки части элиты, мог рассчитывать и на помощь местной организации КПРФ, оставаясь членом этой партии все предшествующие годы.
Но некоторые «отцы города» предпочли бы видеть в кресле руководителя муниципалитета директора местных электросетей Юрия Кондрашова. Последний, безусловно, обладал и определенным управленческим опытом, и материально-организационными ресурсами, но, в отличие от Пономарева, делал ставку на некоммунистический электорат.
Когда в предвыборную гонку включился Лебедев, он понял, что они с Пономаревым раздерут «красного» избирателя, что не позволит ему, Лебедеву, избраться на пост главы города и района. Провал в его планы не входил, и он смог добиться исключения Пономарева из КПРФ с классической формулировкой «за нарушение партийной дисциплины».
Сплотив вокруг себя избирателей-симпатизантов компартии, юный секретарь обкома, тем не менее, не потерял в лице Пономарева опасного соперника, которого всеми имевшимися в наличии силами и средствами поддержала группировка «Засечный рубеж». К тому времени это политическое движение смогло провести ряд успешных избирательных кампаний, создать представительство в Тульской областной и городской думах, а потом, проиграв губернаторские выборы 2001 года, все же взять реванш, добившись победы своего кандидата Андрея Самошина в 2003 году на выборах в Госдуму по Щекинскому округу, куда входил и Ефремовский район.
Уникальный район
Ефремов был, да и остается лакомым куском. Во-первых, здесь успешно работают крупные промышленные предприятия с крупными инвестициями, включая зарубежные: Завод синтетического каучука («Татнефть») и Глюкозо-паточный комбинат (компания «Каргилл», США). Во-вторых, на ефремовских черноземах относительно благополучно развивается животноводство и растениеводство, здешние хлеборобы первыми начинают сев, раньше всех и убирают зерновые. В-третьих, на границе с Липецкой областью в окрестностях села Шилово раскинулся уникальный ландшафт, который окрестили «Тульской Швейцарией», что создает перспективы для развития туризма.
Словом, миллионы лежали практически под ногами, нужно было только не полениться их собрать. И национал-патриоты из «Засечного рубежа», и юные коммунисты, приехавшие из Тулы покорять умы и сердца ефремовцев, слетелись на запах больших денег и рассматривали город и район как перспективную «дойную корову» для своих политических структур. Разумеется, об этой части «предвыборной программы» и те, и другие предпочитали умалчивать.
Создает свою специфику и географическая удаленность Ефремова и района от областного центра. Здесь не принимаются программы областного телевидения, почти не доходит радиосигнал и тульские газеты. Чем, кстати, и воспользовалась одна ушлая дама из местных, организовав коммерческое (эфирное и кабельное) телевидение со своим новостным продуктом и рекламой, а потом и газету. Кстати, эти медиа-ресурсы на муниципальных выборах 2004 года активно работали на победу Пономарева.
«Дом пионеров» и «народная администрация»
Избирательная кампания тогда была предельно жесткой и грязной – с похищением людей и угрозой пыток, драками представителей кандидатов, отключением электроэнергии в штаб-квартире одного из претендентов на пост главы города и района. Таких выборов Ефремов не видел никогда, да и вряд ли увидит. Неприкрытая демагогия, популистская риторика, обещания покончить с «кумовством» и «коррупцией» местных кланов, создать новую «народную администрацию» в сочетании с областным и отчасти местным административным ресурсом склонили часу весов в пользу Лебедева. С минимальным отрывом от Пономарева (в 188 голосов) он победил.
Эту победу многие расценили как начало конца города и района. Кто-то надеялся, что молодому, неопытному главе хватит ума сохранить костяк прежней управленческой команды, обеспечить преемственность власти. Но Лебедев предпочел привести в заместители таких же самонадеянных юнцов, как он сам, что дало повод местным острякам окрестить местную администрацию «Домом пионеров».
Стародубцев тогда сказал свежеиспеченному ефремовскому главе: «Олег, у тебя сейчас один выход: засучить рукава, обуть резиновые сапоги, и работать не покладая рук». Но «юное дарование» не прислушалось к старшему товарищу и предпочитало проводить время либо на Шиловской базе отдыха, либо в Туле – руководя тамошним горкомом КПРФ, лишь время от времени появляясь в своем рабочем кабинете главы муниципального образования.
Так долго продолжаться не могло и уже через полгода Лебедев сбежал туда, откуда его принесло – в областную думу – по партсписку. Ушел, настроив ефремовцев против себя, разозлив народ, подорвав авторитет компартии, который с трудом удалось восстановить усилиями местного отделения КПРФ, да и то, разумеется, не сразу. Кстати говоря, своего протеже Артура Белошенко, на тот момент секретаря обкома, перешедшего недавно в ЛДПР, Лебедев так и не смог пропихнуть в облдуму от Ефремовского округа, где победил лидер местных «единороссов» Кондрашов.
Второе пришествие Пономарева
Поняв свою ошибку, Стародубцев вернул Дробкова в район, заставив сбегающего Лебедева напоследок подписать задним числом назначение Валерия Никитича первым замом главы местной администрации. Из-за этого тогда разгорелся новый скандал: выдвиженцы Лебедева, которых он просто кинул, отказывались признавать Дробкова и даже «шили» ему «захват власти».
Но очень быстро «пионеры» были изгнаны, а новые выборы назначены на середину января 2005 года. Основных кандидатов было два – Дробков и Пономарев. Ефремовская элита вновь раскололась, область и КПРФ поддерживали первого, второй решил отказаться от прямой поддержки каких бы то ни было политических сил, хотя негласно за него выступила Партия пенсионеров. Но самое главное: его вновь поддерживала местная телехозяйка со своим кабельным ТВ и газетой.
Административный ресурс Дробкову не помог: у ефремовцев появилась какая-то внутренняя обида: мол, уехал ты, Валерий Никитич, в Тулу, бросил нас на произвол судьбы всяким там лебедевым и иже с ним, натворили они тут делов, а теперь и ты в образе спасителя нарисовался. По-человечески, наверное, многим было и жалко, и досадно, что с Дробковым так дурацки получилось. Ведь хозяйственник он толковый, для города и района сделал немало, но… Пономарев обошел его почти в два раза и на правах легитимного руководителя занял кабинет главы муниципального образования.
Пошалили, пора и поработать
Все бы ничего, и желания и умения работать Сергею Алексеевичу не занимать. Но… Нужно было расплачиваться за поддержку на выборах. В итоге та самая коммерческого ТВ хозяйка Лариса Еремина получила ключевой пост первого заместителя главы муниципального образования – руководителя аппарата администрации города и района. И сразу попыталась начать свою игру, оттесняя от управленческих рычагов избранного народом главу города и района. Являясь де-юре первой рукой Пономарева, де-факто Еремина через свои медиа-ресурсы развернула оголтелую критику в его адрес, выйдя за рамки не только служебной этики и здравого смысла, но и простой человеческой морали, пока, выражаясь языком нынешнего премьера, не оборзела вконец. Но пришел конец и терпению главы пришел конец, и Еремина отправилась куда ей и следовало – в оппозицию.
Казалось, теперь, оправившись от аппаратно-кадровых перетасовок, перестановок и потрясений, можно спокойно начать работать, приводить в порядок дела в городе и районе. Но Пономареву просто не дали возможности нормально работать. Вначале, складывалось впечатление, что «все у нас получится», не обделял своим вниманием ефремовцев и новый глава области, а на примере крупнейших предприятий города – ЕЗСК и ГПК на заседании губернаторского летом 2006 года руководителям других городов и районов показывали, как нужно проводить эффективную инвестиционную политику.
За что «наезды»?
А потом последовало сразу два «наезда» – один круче другого. Сначала был накат на Глюкозо-паточный комбинат, владельцем которого сегодня является американская фирма «Каргилл». Еще недавно губернатор Вячеслав Дудка со всей своей свитой ходил по цехам предприятия в сопровождении представителя собственника американца Эндрю Гласса, живо интересовался успехами, с удовлетворением отмечал перспективы развития. А тут нА тебе: ГПК – злостный нарушитель природоохранного законодательства, тут и обладминистрация встрепенулась, и надзорные органы. Вряд ли приходится сомневаться в реальном существовании проблем экологического характера в работе предприятия. И их следовало решать, и как можно скорее. Но уж как-то подозрительно избирательно «наехали» именно на Ефремов. Ведь в области хватает и других, более вредных производств – химических, металлургических, и не только. Но их ущерб окружающей среде почему-то предпочитают не замечать.
Но это были еще цветочки. 13 сентября 2006 года Сотрудниками по подозрению в получении взятки в своем рабочем кабинете был задержан Сергей Пономарев. Меру пресечения ему сразу избрали в виде содержания под стражей, а по городу поползли разговоры: «Подставили мужика…». Вины он не признал, поскольку виноват ни в чем и не был: суд присяжных это подтвердил и Пономарева оправдал, под новый 2008 год его отпустили.
Невиновен, оправдан. Но кто вернет почти полтора года, вычеркнутые из жизни, здоровье, оставленное в тюрьме? А дела в городе и районе? Они не то, чтобы были запущены, но хозяйской руки, конечно, не хватало. А тут в Ефремов зачастил губернатор, и опять – наезд за наездом. От отсутствия компьютеров на столе у медсестер в районной больнице (как будто это главный медицинский инструмент) до нехватки «культуры управления» у местного руководства. Очевидно, по логике губернатора, эту культуру Пономарев должен был повышать в следственном изоляторе и на допросах.
Зри в корень!
Римляне в таких случаях задавались вопросом: Кому выгодно? Попытаемся поразмышлять и ответить. Про пресловутую вертикаль власти мы все слышали. После отмены выборности губернаторов в законодательстве нашлась лазейка, чтобы назначать и глав местных – районных и городских администраций. Приняли такую схему и в Тульской области. Теперь глава района выбирается из числа депутатов районного собрания и руководит их работой. А глава районной администрацией нанимается по контракту конкурсной комиссией, половину членов которой составляют представители губернатора. Так что фактически главы районных администраций, а в их подчинении аппарат, финансы, муниципальное имущество, назначаются областью.
Ефремовский район остался в числе немногих, руководство которого отвергло эту схему, исходя из того, что главу муниципального образования должен выбирать народ, а не кучка чиновников. Вряд ли области могла понравиться такая строптивость.
А еще этот упрямый Пономарев никак не хочет понять, что, пока он сидел в тюрьме, область специально под него “подсадила” тульского заместителя с прицелом на пост главы. А тут — оправдательный приговор, можно сказать, картина Репина «Не ждали»… И ефремовцы эти упрямые, несмотря ни на что все за коммунистов голосуют и голосуют, сколько ж можно!
То, что Пономарева поддерживает местное население, вышестоящую власть, видимо, не интересует. Ведь при сложившейся авторитарной системе теперь все решает один человек, в области – губернатор, в стране – президент. Независимо мыслящие, принципиальные руководители в такую схему не вписываются.
По этому поводу приходят на ум строки:
Да, были хуже времена,
Но не было подлей!..
Всеволод НИКОЛЬСКИЙ.
понамарь и лебедев — коммунистические дятлы
Похожая история сейчас видимо и в Новомосковске разворачивается. Посмотрим, чем с Минаковым всё это закончится.