Федеральные эксперты оценили состояние тульского Успенского собора после реставрации как кризисное
Стараниями «Тулареставрации» уникальный памятник с уникальной позолотой свои достоинства потерял
Тульский кремль готовят к грядущему в 2020 году 500-летию. Заявления о непреходящей его ценности, культуре и духовности звучат на всех уровнях – от местного до федерального.
С соответствующей же бойкостью и обратно пропорциональным качеством происходит процесс «сохранения» исторических жемчужин кремля: в частности, федерального памятника — Успенского собора (XVIII в.). Его особую ценность составляют настенная живопись работы ярославских мастеров XVIII века и резной деревянный позолоченный иконостас того же времени, созданный тульскими мастерами.
Совершенно очевидно, что оставаться неприкосновенными в условиях конкурсной системы в реставрации такие вещи не могли, особенно на фоне громкой даты, к которой, по обычаю, принято всех удивлять и поражать.
С 2014 года за иконостас «взялось» в рамках госконтракта ООО «Тулареставрация» на основе научно-проектной документации, разработанной ООО «Преображение». Все юридические ритуалы были соблюдены, согласования получены. Как сообщают официальные письма Инспекции Тульской области по госохране объектов культурного наследия: «В настоящее время работы по реставрации иконостаса Успенского собора завершены».
Контракту – стало быть — венец, ну а иконостасу – как оказалось — конец.
Так емко можно сформулировать вывод участников выездного заседания комиссии Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ под председательством Л.И. Лифшица.
А что, собственно, еще можно сказать, сравнив пару улик «до» и «после»?
Изменился собор не только внутренне, но и внешне. Отличавшийся «лица необщим выраженьем», теперь храм имеет глухой серый цвет.
Тревожные сигналы об изменениях стали поступать в адрес федеральных экспертов сразу же с началом работ. Комиссия побывала на месте событий в ноябре 2016 года (Протокол выездного заседания есть в распоряжении редакции), в сентябре 2017 состояние Успенского собора обсудили на заседании ФНМС в Москве. И вот как прокомментировал нам ситуацию председатель секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Лев Исаакович Лифшиц:
«Полностью перезолочен иконостас. Уникальный памятник с уникальной позолотой свои достоинства потерял. Резьба заплыла, левкас положен некачественно. Не говоря уже о том, что иконостас стал однотонным. Важно при позолотах умение сделать тонкую сложную разбликовку. Одни части должны быть матовыми, другие поблескивать. Мера поблескивания у опытных позолотчиков всегда соблюдается. Ничего этого сделано не было. Кроме того, много новых деталей, подлинные фрагменты оставлены в стороне.
Все эти дорогостоящие работы, в том числе по реставрации в верхней части алтарной зоны были выполнены без приведения самого храма в нормальное состояние. Там не налажен климат, не сменена столярка, огромные щели в окнах, в то же время зачем-то переложен пол. Живопись предварительно не полностью раскрыта и не укреплена.
Как шла приемка работ, как формулировалось задание – ответов на эти вопросы мы так и не получили…
Благоустройство вокруг храма также вызывает вопросы: сменено мощение на площади, но не сделаны уклоны, нет нормальных ливневок. Вода накапливается у оснований фундаментов.
К счастью, сделан не весь объем живописи в храме и поэтому надо продолжать уже по всем правилам: сначала налаживать нормальный климат, менять столярку. Всю систему жизнеобеспечения памятника надо приводить порядок.
Надо сейчас вместе с туляками, в первую очередь, все-таки сделать нормальный подробнейший Акт технического состояния памятника, с прописанными замечаниями, расписанной по этапам программой вывода памятника из кризиса. Чтобы, наконец, на Успенском соборе появился архитектор – хозяин, отвечающий за памятник, с которым мы должны оговаривать и контролировать порядок работ.
Наконец, надо выбрать организацию, которая готова работать с такой сложной живописью, как в Успенском соборе. Там уже не фрески, а практически темпера. Такие памятники известны своей чувствительностью, там есть, как правило, все виды заболеваний, не говоря уже о физических деформациях».
На фоне разговоров о включении Тулы в «Золотое кольцо» история варварского золочения иконостаса и ремесленной реставрации живописи – звучит серьезным диссонансом.Будет ли использован шанс исправить и сохранить то, что пока еще возможно?
Евгения Твардовская, «Хранители наследия»
См. также: Кому приглянулся парк Щегловского монастыря?
Красота и здоровье за 20.000 чиновничьих рублей в год
У «реставраторов» забот полно: «стрелки», «тёрки», домино…
Группа компаний «Тулареставрация» поставлена на грань банкротства
Не та награда нашла героя?
«Гоголь» всё же распахнёт свои объятья
ООО «Тулареставрация» «оптимизирует мозги»
Операция «Памятник» успешно завершена!
«Тулареставрация» «попала» почти на 80 миллионов
Что ждёт улицу Металлистов, если «Тулареставрацию» и её гендиректора обанкротят?
Что думают по этому поводу граждане в рясах и гражданка Рыбкина?
что думают по этому поводу граждане в погонах, которые как бы должны защищать государственные интересы…
Началось. И то не так и это не так. Сейчас собор просто прекрасен в том цвете, в который его и колокольню выкрасили.
Покрасили в серый цвет ?! А какой цвет был до кирпичного кто помнит, говорят что в архивных записях указан был этот цвет и красили по описанию в серый , если сравнить кремль до 1917 года и сейчас, то можно смело сказать что и его испортили , потому что он выглядел как последний день Помпеи (почти развалился) и покрашенный в белый цвет местами….
На старых фотографиях собор и колокольня белого цвета , а не серого.
Посмотрел специально Открытки Кампеля М.А. 1912 года , Успенский собор кирпич, а вот Богоявлинский собор Тульского кремля действительно серого цвета
Главное, что на всех этапах заключения договоров был соблюден закон! Остальное не важно.
Художником Остап Бендер был. Но это пустяк, главное — закон.
Закон суров, но это Закон. И мы его должны чтить.
Туляку,как раз все наоборот.
христос стал шире в плечах. а ангел похож на шайденко .
Гуашью кропали.
Миряне! Молитесь свежим Богам.. делов то:)
Чтоб деньги, которыми за эту халтуру заплатили, такие же художники малевали.
Взять денег, чтобы изуродовать, это очень ловко.